Сайты МТС, «МегаФона», «Вымпелкома» и «Т2 РТК холдинга» (оказывает услуги под брендом Tele2) числятся в перечне зарегистрированных Роскомнадзором СМИ как «электронные периодические издания». «Вымпелком» оформил лицензию СМИ еще в 2005 году, МТС и «МегаФон» - в 2006-м, Tele2 - в 2009-м, следует из реестра. Как пояснили «Ъ» в МТС, сотовые компании обязаны через СМИ информировать абонентов об условиях предоставления услуг. Такое требование действительно содержится в Правилах оказания услуг подвижной связи, принятых постановлением правительства еще в мае 2005 года: оператор должен не менее чем за десять дней предупредить пользователя об изменениях в тарифах.
При этом практически все крупнейшие сотовые компании в России имеют среди акционеров зарубежные структуры. 48,54% МТС находятся в свободном обращении, основная часть пакета торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже. 25,17% «МегаФона» принадлежат шведско-финской TeliaSonera, еще 14,7% торгуются на Лондонской фондовой бирже. 100% «Вымпелкомома» принадлежат Vimpelcom Ltd, зарегистрированной на Бермудских островах. Наконец, «Т2 РТК Холдинг» на 55% принадлежит зарегистрированной в Швеции Tele2 Russia Holding AB.
Но с февраля 2016 года компании, иностранный капитал в которых превышает 20%, уже не смогут владеть российскими СМИ, следует из поправок к закону «О СМИ», которые в минувшем сентябре всего за девять дней приняла Госдума. Российские компании и физические лица, контролирующие доли в медиа через иностранные структуры, получат отсрочку до февраля 2017 года.
На прошлой неделе законопроект одобрил Совет федерации, теперь он ждет подписания президентом. Речь в проекте идет не только о прямом, но и о косвенном владении СМИ. В МТС говорят, что такие изменения в законе «О СМИ» «могут повлиять на процедуры информирования абонентов о новых услугах, изменениях в тарифах и условиях предоставления услуг», но не уточняют, как планируют выходить из ситуации. В «МегаФоне» считают, что для корпоративных сайтов требование закона избыточно. Еще одной проблемной зоной поправок является то, что под них попадают СМИ с развлекательным, образовательным и другим не новостным контентом, например, Discovery, Disney или National Geographic. В других сотовых операторах «Ъ» заявили, что пока анализируют поправки.
Согласно базе данных Роскомнадзора, сотовые операторы не единственные непрофильные владельцы СМИ. Такие же лицензии имеют и более десятка негосударственных пенсионных фондов. «Это нужно, чтобы размещать всю информацию, которую фонд обязан раскрывать по закону об НПФ. Например, ежегодный отчет об инвестировании средств. Регистрация сайта фонда как СМИ позволяет упростить данную процедуру»,-- говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Это также позволяет сэкономить существенную сумму денег на размещение информации в сторонних СМИ, добавляет топ-менеджер НПФ из топ-10. Раньше фонды являлись некоммерческими организациями, но по новому законодательству обязаны акционироваться. Пока своих владельцев раскрыли меньше половины НПФ. Закон об ограничении владения иностранцами СМИ может коснуться, например, НПФ «Наследие» (контролируется через кипрскую UCP PE Assets Limited), НПФ «КИТ Финанс» (кипрская Waylong Holdings Limited), НПФ «Стальфонд» (кипрская «Ренсетло Инвестментс Лимитед»).
Лицензия СМИ есть у банка «ВТБ 24» (принадлежит ВТБ, 39% которого находятся в свободном обращении). Руководитель пресс-службы «ВТБ 24» Артем Бочкарев объяснил регистрацию сайта в качестве СМИ тем, что он «является таковым по формальным признакам». «Мы продолжаем работать над расширением функционала и наполнения. Статус СМИ, как нам представляется, дает в этом отношении больше возможностей»,-- сообщил он. Как СМИ зарегистрирован и российский сайт системы моментальных платежей Qiwi (64,4% торгуются на NASDAQ, остальное принадлежит нескольким иностранным компаниям). В пресс-службе компании, впрочем, уточняют, что сейчас основным сайтом является международный Qiwi.com, а необходимость в ресурсе с лицензией СМИ уже отпала.
Кроме того, многие крупнейшие российские компании выступают владельцами лицензий собственных корпоративных СМИ, в основном печатных (подробно см. справку). Например, у ГМК «Норильский никель» (в составе акционеров две зарегистрированные за рубежом компании с долями более 20%) есть одноименный корпоративный журнал. Но в ГМК вчера заявили, что «они российская компания и поправки к ним неприменимы». Проблем с этим направлением не будет, считает управляющий партнер «ЛюдиPeople» (издатель корпоративных СМИ) Владимир Змеющенко. «Например, издателем может стать подрядчик - компания, которая создает продукт. Есть множество способов обойти запрет»,-- уверен он.
Чтобы информировать о своих услугах, компаниям не обязательно создавать редакции и регистрироваться как СМИ, заявил вчера «Ъ» один из разработчиков законопроекта, депутат Леонид Левин. «Они могут информировать через различные СМИ, рассылая свои пресс-релизы. Но если такая проблема есть - пусть приводят ресурсы в соответствие требованиям нового законодательства. Ничто не мешает сотовой компании оформить российское юридическое лицо»,-- считает он. «Надуманной» называет проблему и один из профильных чиновников. «СМИ, через которое информируют пользователей, необязательно должно быть официальным сайтом компании. Можно оформить его на физическое лицо, или компании могут скинуться, создать общий сайт и через него вместе информировать»,-- рассуждает он.
Анна Балашова, Мария Яковлева, Анна Афанасьева, Елена Ковалева, Владислав Новый, Анатолий Джумайло