проститутки Уфа



Азербайджан отмечает 20-летие со дня подписания 'Контракта века'

Как передает АПА-Экономикс, 20 сентября 1994 года в Баку между Государственной нефтяной компанией Азербайджана и известными нефтяными компаниями развитых стран мира был подписан контракт о совместной разработке и долевом разделе добычи нефти с месторождений «Азери-Чыраг» и глубоководной части месторождения «Гюнашли». По распоряжению Гейдара Алиева с 2001 года 20 сентября отмечается в Азербайджане как День нефтяника.

Вначале в «Контракт века» были вовлечены 13 компаний (Amoko, BP, McDermott, Unocal, ГНКАР, LUKoil, Statoil, Exxon, TPAO, Penzoil, Itochu, Ramko, Delta) 8 стран - Азербайджан, США, Великобритания, Россия, Турция, Норвегия, Япония, Саудовская Аравия. После изменений в документ участниками стали BP (34,14%), Chevron (10,28%), ГНКАР (10,00%), Inpex (10,00%), Statoil (8,56%), ExxonMobil (8,00%), TPAO (6,75%), Devon Energy (5,63%), Itochu (3,92%), Hess (2,72%).

Отметим, что акционерами АЧГ выступают BP (35,8%), Chevron (11,3%), ГНКАР (11,6%), Inpex (11%), Statoil (8,6%), ExxonMobil (8,00%), TPAO (6,8%), Itochu (4,3%), ТРАО (6,8%) и ONGC (2,7%).

Добыча первой нефти в рамках данного контракта началась 12 ноября 1997 года с месторождения «Чыраг». Впервые 25 октября 1997 года азербайджанская нефть была доставлена в порт Новороссийск (Российская Федерация) для экспорта на мировой рынок.

Для экспорта нефти марки Azeri Light в западном направлении был проложен нефтепровод Баку-Супса и 17 апреля 1999 года он был пущен в эксплуатацию. В сентябре 2002 года при участии президентов Азербайджана, Турции и Грузии был заложен фундамент и начато строительство экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Первая нефть по БТД достигла порта Джейхан 28 мая 2006 года.

Акционерами БТД, длиной 1769 км и пропускной способностью 50 млн. тонн в год, являются BP (30,1%), AzBTC (25%), Chevron (8,90%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), ENI (5%), Total (5%), Itochu (3,40%), INPEX (2,50%), ConocoPhilips (2,50%), Hess (2,36%).

В настоящее время по трубопроводу БТД в основном транспортируется нефть с АЧГ и конденсат с «Шахдениз». Кроме этого, посредством БТД перекачивается и туркменская нефть. В проекте «Шахдениз» участвуют BP (оператор - 28,8%), Statoil (15,5%), ГНКАР (16,7%), LUKoil (10%), NICO (10%), Total (10%) и TPAO (9%). В эти доли входят и акции Statoil, купленные BP и ГНКАР. Total в настоящее время реализует сделку по продаже своих 10% компании TPAO.

Для транспортировки газа в Грузию, Турцию и Европу был реализован проект Южнокавказского трубопровода (Баку-Тбилиси-Эрзурум). Трубопровод, построенный в 2004-2006 годах, позволил поставлять азербайджанский газ в Турцию и страны Южной Европы. В проекте БТЭ участвуют BP (оператор -28,8%), ГНКАР (16,7%), Statoil (15,5%), LUKoil (10%), NICO (10%), Total (10%) и TPAO (9%). В эти доли входят и акции Statoil, купленные BP и ГНКАР. Total в настоящее время реализует сделку по продаже своих 10% компании TPAO.

В целом, «Контракт века» открыл возможность для заключения соглашений и по другим нефтегазовым месторождениям Азербайджана и привлечению в страну крупных иностранных инвестиций. Так, в нефтегазовый сектор Азербайджана в 1994-2010 годы было инвестировано около 40 млрд. долларов. За этот период иностранными нефтекомпаниями было заключено 32 соглашения о долевом разделе добычи. По прогнозам, в рамках этих соглашений объем инвестиций достигнет 60 млрд. долларов. В настоящее время в нефтегазовые операции по 30 месторождениям, расположенным на суше и в азербайджанском секторе Каспия, привлечены 34 международные компании, представляющие 15 стран.

Развитие нефтяного сектора, рост потенциала ГНКАР позволили Азербайджану за счет своих возможностей проводить на своих месторождениях разведочно-буровые работы. В результате этих работ только за последние годы в азербайджанском секторе Каспия были открыты два крупных газоконденсатных месторождения. Углеводородные запасы месторождения «Умид» оцениваются в 200 млрд. кубометров газа и 30-40 млн. тонн конденсата, а «Абшерон» - 350 млрд. кубометров газа и 45 млн. тонн конденсата. В последующие годы прогнозируются серьезные результаты по проектам «Нахчыван», «Бабек», «Шафаг-Асиман».