Гендиректор Explay Эдуард Ващенко занялся бизнесом, связанным с производством и продажей портативной электроники, 10 лет назад: «Друзья пригласили». До этого он восемь лет проработал на разных постах в фармацевтическом дистрибуторе «Генезис», а перед этим окончил исторический факультет Петербургского университета: в аспирантуре даже написал книгу о том, как российская историческая наука в разное время осмысляла роль хазар в становлении древнерусского государства. Переход из фармацевтики в электронику дался легко, уверяет Ващенко. По его словам, опыт в маркетинге и выстраивании стратегии продаж оказался востребован и на рынке потребительской электроники.
Привлекательный сектор
Безусловно, поработать с портативной электроникой было заманчиво. В тот момент российский рынок сотовой связи и электроники развивался стремительно. Прирост сотовых абонентов в России измерялся сотнями процентов в год: также росли продажи телефонов. Бум потребительского и автокредитования, в свою очередь, способствовал спросу на автоэлектронику.
Ващенко рассказывает, что для него работа в Explay намного больше, чем работа наемного менеджера. Это его детище. «Я пришел в этот бизнес, когда бренда еще не было, - вспоминает бизнесмен. - Он был придуман в ходе какого-то производственного совещания. Название показалось благозвучным и в итоге прижилось».
По сути, в тот момент Ващенко возглавил небольшое производство электронных аксессуаров, выручка которого, по его словам, в первый год работы составила около $11 млн. А в 2013 г. выручка Explay составила $300 млн, в 2014 г. она ожидается на уровне $330 млн, с гордостью рассказывает Ващенко. Сейчас компания выпускает мобильную электронику (обычные сотовые телефоны, смартфоны, планшеты), автогаджеты (навигаторы и видеорегистраторы), MP3-плейеры, а также аксессуары вроде тех же наушников, зарядных устройств и т. п.
Смартфоны второго эшелона
Ващенко и его Explay среди прочего приложили руку к увеличению доли смартфонов локальных производителей на российском рынке. Еще два-три года назад название телефона, созданного компанией Apple, - iPhone - в России было синонимом слова «смартфон». Но к концу первого полугодия 2014 г. ситуация изменилась. IPhone занял чуть больше 9% (по оценке некоторых ритейлеров - чуть больше 10%) российского рынка. На умные телефоны крупнейших мировых производителей (Samsung, Sony, Nokia) пришлось еще примерно 35% продаж. Все остальные смартфоны (более 50%) - аппараты небольших производителей локальных брендов (B-брендов). Без учета британского нишевого бренда Fly, занимающего в России второе после Samsung место по объемам продаж, на долю компаний второго эшелона в январе - июне 2014 г. приходилось примерно 46% рынка умных телефонов (оценка розничной сети «Связной»). Годом ранее их доля на российском рынке составляла 25%. За год продажи смартфонов B-брендов в России выросли на 151% в натуральном выражении и на 101% в рублях по отношению ко II кварталу 2013 г., говорит представитель «Связного» Мария Заикина.
Во II квартале 2014 г. рынок рос за счет недорогих и функциональных смартфонов локальных B-брендов Huawei, Lenovo, ZTE, а также Fly, Explay, Texet, Prestigio, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Все они отвоевывают долю у ведущих мировых производителей: Samsung, Nokia, Sony, LG, HTC и др., подчеркивает он....