Чистая прибыль разработчика Angry Birds за год снизилась в два раза

Финская компания Rovio Entertainment, создавшая компьютерную игру Angry Birds, объявила о намерении уволить 130 сотрудников - это 16% ее штата.

Бизнес Rovio быстро рос с 2010 по 2013 г., а игра Angry Birds была одним из первых игровых хитов для смартфонов - число ее загрузок превысило 2 млрд. Но в последнее время рост замедлился в условиях обострения конкуренции на рынке видеоигр. Новые игроки этого рынка, включая Supercell Oy и King Digital Entertainment, теснят Rovio - они тратят огромные суммы на маркетинг.

В 2013 г. выручка Rovio составила 156 млн евро ($197 млн), увеличившись по сравнению с 2012 г. менее чем на 4 млн евро. Чистая прибыль финской компании за год сократилась более чем вдвое до 26,9 млн евро. Большая часть выручки при этом была получена от продажи игрушек и других сопутствующих товаров.

В августе совет директоров Rovio принял решение сменить генерального директора. Занимавший этот пост Микаэль Хед, сын председателя совета директоров Кая Хеда, основатель и один из крупнейших акционеров компании, в январе следующего года должен уйти, а новым гендиректором станет Пекка Рантала, бывший вице-президент Nokia, с июня работавший в Rovio коммерческим директором.

Попытки Хеда перестроить бизнес-модель компании не увенчались успехом. В сентябре была выпущена очередная серия Angry Birds под названием Stella, ориентированная в первую очередь на женскую аудиторию. Она была бесплатной и пользовалась популярностью у владельцев мобильных устройств, но не вошла в сотню наиболее прибыльных приложений в коллекциях Google Play Store и Apple App Store. Похожим образом складывалась и судьба предшествующих выпусков игры, Go! и Epic: пользователи охотно загружали эти приложения, но разработчики не получали заметной прибыли. Компания попыталась также диверсифицировать линейку своих продуктов, выпуская игры, не связанные с брендом Angry Birds, но ее новые продукты Amazing Alex и Tiny Thief также не принесли коммерческого успеха. В результате компанию покинуло несколько топ-менеджеров, включая бывшего операционного директора и руководителя подразделения разработки игр. Художник Туомас Эрикоинен, создавший первоначальные образы персонажей Angry Birds, еще в 2012 г. ушел из Rovio в конкурирующую компанию.

Несмотря на эти проблемы, руководство Rovio продолжало с оптимизмом смотреть в будущее, расширяя бизнес и нанимая новых сотрудников. Так, в 2013 г. штат компании вырос на 300 человек. «Мы строили свою команду, исходя из оценок и прогнозов будущего роста, оказавшихся слишком завышенными», - написал в четверг в своем блоге Микаэль Хед.

Первые выпуски Angry Birds были платными, и поначалу такая схема распространения мобильных игр преобладала. Однако сейчас рынок постепенно переходит на другую модель, получившую название freemium: пользователь может загрузить игру бесплатно, а небольшой доход разработчики получают за счет продажи виртуальных аксессуаров, с помощью которых игроманы могут достигать большего успеха в игре. Именно такую схему использует компания King Digital Entertainment, создавшая Candy Crush Saga, и Supercell, разработчик Clash of Clans. Примечательно, что доходы Supercell в 2013 г. выросли по сравнению с 2012 г. почти в 9 раз, достигнув $892 млн.

Вообще же пример Rovio - очередное свидетельство неустойчивости рынка видеоигр. Другой пример - американская компания Zynga, которая после нескольких лет бурного роста была вынуждена сократить 800 рабочих мест в течение двух последних лет.

Использованы материалы FT, WSJ