Wonga сообщила, что согласилась с требованием управления по финансовой деятельности (FCA) простить долги 330 000 человек, «которые просрочили платежи более чем на 30 дней и не получили бы кредит, если бы при их выдаче применялись нынешние стандарты». Еще 45 000 клиентов Wonga, просрочивших платежи не более чем на 29 дней, могут рассчитывать на то, что им не придется платить проценты. Общая сумма долга - 220 млн фунтов. Потенциальные потери компании - 35 млн фунтов.
Wonga, крупнейший в Великобритании «кредитор до зарплаты», была создана в 2007 г., и в годы кризиса и рецессии ее бизнес процветал. Ставки по кредитам Wonga достигают без малого 6000% годовых. У компании 1 млн клиентов в Великобритании и 3 млн еще в восьми странах. Ее владельцы - несколько фондов прямых инвестиций (данные Bloomberg). В 2013 г. Wonga выдала 4,6 млн кредитов на 1,3 млрд фунтов по сравнению с 4 млн ссуд на 1,2 млрд фунтов годом ранее.
Скорость, с которой развивается бизнес микрофинансовых организаций, беспокоит британских политиков. «Дни кредиторов до зарплаты, зарабатывающих неоправданно высокую прибыль за счет самых уязвимых граждан, сочтены», - предупредил член палаты общин от лейбористов Уильям Бейн. По данным британского управления добросовестной конкуренции, за 100 фунтов, взятых у микрофинансовой организации на месяц, в среднем придется заплатить 25 фунтов.
Наступление на микрофинансовые организации (их в Великобритании около 400) началось в апреле, когда они перешли под регулирование FCA. В июне Wonga согласилась заплатить компенсацию в 18 млн фунтов 45 000 клиентов, получавших письма от несуществующих юридических фирм Barker and Lowe и Chainey, DAmato and Shannon с требованием срочно погасить долг. Из-за этого прибыль компании в 2013 г. сократилась более чем вдвое - до 39,7 млн фунтов.
В июле регулятор потребовал, чтобы с 2015 г. комиссия по кредиту не превышала 0,8% его суммы в день, а пени за просроченный платеж - 15 фунтов. Тогда сектор оценивал потери от этого в 420 млн фунтов в год, или в 40% доходов.
В апреле FCA обнаружило, что Wonga не проверяет, по силам ли ее клиентам обслуживание столь дорогих кредитов. Вчера Wonga изменила требования к заемщикам и пообещала связаться со всеми, кого эта мера коснется. «Мы хотим быть уверенными, что даем кредиты только тем, кто может себя это позволить», - заявил председатель совета директоров Wonga Энди Хейст. Компания понимает, что будет выдавать меньше кредитов и часть существующих заемщиков больше к ней обратиться не смогут.
Использована информация WSJ, FT