Топ-менеджеры автомобильных концернов озабочены перспективами российского рынка

Сегодня открылся Парижский автосалон. В отличие от прошлых лет, событие происходит на фоне восстановления продаж в Европе вслед за рынками США и Японии. По данным Automotive News, продажи легковых машин в США выросли за 9 месяцев этого года на 6% до 12,44 млн штук (в сентябре - рост на 9%). В Западной Европе за восемь месяцев этого года продажи автомобилей увеличились на 6% до 8,63 млн штук, по данным ACEA.

«Мы все еще очень далеки от уровней докризисных продаж, - констатирует президент Renault и Nissan Карлос Гон. - В Европе по сравнению с 2007 г. продажи сейчас на 20-25% ниже. 2015 г. должен стать первым годом настоящего роста в Европе, но восстановление в Европе (как и в Японии) будет не таким быстрым, как в США». «Я никогда не верил в серьезность нынешнего восстановления европейской экономики - есть проблемы и нужно много реформ, - сказал руководитель Fiat Chrysler Automobiles Серджио Маркионне. - Сегодня мы наблюдаем подъем после сильного снижения; я не уверен, что в 2015 г. продажи будут лучше, чем в 2014 г., но худшее уже позади».

Российский рынок, напротив, падает второй год подряд. Президент Ford of Europe Стивен Оделл ожидает, что продажи вследствие «геополитических проблем и экономической ситуации» снизится до 2,1-2,3 млн автомобилей в этом году (на 17-25% по отношению к прошлому году). «Рост на развивающихся рынках нелинеен, но в нашей стратегии это ничего не меняет. Сегодня Китай и Индия продолжают расти, в России и Бразилии спад, но мы продолжаем в них верить», - спокоен Гон.

Конфликт на Украине не оказывает прямого воздействия на европейский бизнес автопроизводителей, говорят руководители глобальных компаний, опрошенные «Ведомостями». Но он провоцирует экономический кризис в России, подрывает доверие бизнеса и потребителей, что ведет к падению продаж на местном рынке.
«Не думаю, что конфликт напрямую влияет на нас, но конфликт спровоцировал рецессию, и это влияет и на российский рынок, и на украинский, - сказал Гон 'Ведомостям'. - Нас, как крупнейшего автопроизводителя в России и на Украине, это задевает сильнее всего: рынок упал на 20%, а у нас (у Renault, Nissan и 'АвтоВАЗа') на этом рынке 33%. Но мы по-прежнему верим, что Россия - это очень важный рынок, и мы продолжим инвестиции и разработку новых автомобилей».

«Продажи в России упали на 20%, и, думаю, это следствие кризиса на Украине, - сказал президент и гендиректор Volvo Cars Хокан Самуэлссон 'Ведомостям'. - Это значит, что мы в этом году продадим в России на 2000 машин меньше. С этим мы сможем жить, но вопрос, не начнет ли [падающая] российская экономика оказывать [негативное] влияние на европейскую. Пока я этого не вижу».

«Вряд ли приходится ожидать, что в течение ближайших 12 месяцев в России продажи восстановятся, но я надеюсь, что в среднесрочной перспективе они вернутся на нормальный уровень», - ожидает Маркионне.

Говоря о России, руководители глобальных компаний крайне осторожны в формулировках: слов «санкции», «конфронтация», «война» от них не услышать, но они сильно озабочены ухудшающимися отношениями Запада и России. «Хочется верить, что здравый смысл возобладает, потому что альтернатива ужасна - не только для Европы, но для всех - и в 2015 г. мы вернемся к нормальным коммерческим отношениям», - говорит Маркионне. «Для нас было бы большим разочарованием наблюдать в будущем усиление тенденции разделения экономик России и Запада, - вторит ему гендиректор Daimler Дитер Цетше. - Я надеюсь, удастся поправить ситуацию и предотвратить такую возможность».

В первом полугодии Mercedes-Benz увеличил продажи в России на 20%, и за 9 месяцев также в плюсе, несмотря на общий спад. Но прогнозы о будущем российского рынка Цетше давать отказался: «Рынок полностью завязан на экономику, а экономика - на другие факторы».

Несмотря на проблемы российский рынок остается больше британского, уверен Оделл. А гендиректор Ford Motor Co. Марк Филдс уверен, что российский рынок станет крупнейшим в Европе. К концу следующего года Ford будет производить 11 моделей на трех заводах в России, сказал Оделл, и к 2018 г. компания собирается достичь 60% локализации (сейчас в среднем 40%).

Президент PSA Peugeot Citroen Карлос Таварес назвал «Ведомостям» еще одно возможное последствие кризиса на Украине на западноевропейскую экономику - снижение покупательской активности: «В Европе есть небольшой рост, нам хотелось бы, чтобы он был стабильным, но ситуация довольная хрупкая, на настроение покупателей может повлиять то, что происходит на Украине».

По словам Тавареса, кризис привел к ослаблению доверия в российской экономике, рубль становится слабее и слабее, автопроизводителям, большинство из которых не полностью локализовали производство, приходится поднимать цены, но это сразу бьет по настроениям покупателей. Таким образом, автопроизводители страдают дважды: «прибыльность падает из-за слабеющего рубля, и даже если вы увеличиваете долю рынка, ваши продажи снижаются, так как рынок падает, соответственно, у вас меньше возможностей по снижению издержек».
«Но у нас уже были проблемы в России и до этого, мы разработали план по снижению издержек в России, и он работает: наши результаты в 2014 г. будут лучше чем в 2013 г., хотя мы по-прежнему остаемся убыточными. Ситуация остается сложной, но, надеюсь, это не продлится долго», - добавил Таварес.