Япония расправляет крылья

Торжественная церемония представления первого за последние 40 лет японского самолета пройдет в субботу в Нагое. Строительством легкого экономичного самолета из композитных материалов занимается Mitsubishi Aircraft Corp. (MAC), подразделение Mitsubishi Heavy Industries. Новый самолет, который получил название Mitsubishi Regional Jet (MRJ), совершит свой первый испытательный полет во втором квартале 2015 года, а его поставки начнутся в 2017 году. Изначально компания намерена выпускать две модификации MRJ: с вместимостью 76 и 88 пассажиров. Позже появится и модификация на 100 пассажирских мест.

MRJ станет первым пассажирским самолетом, произведенным в Японии с 1974 года, когда с производства был снят турбовинтовой YS-11 компании Nihon Aircraft Manufacturing Corporation (NAMC). Первый авиалайнер из серии YS-11, запущенной по заказу Министерства международной торговли и промышленности Японии, появился в 1962 году. За 12 лет NAMC выпустила 182 таких самолета вместимостью 64 пассажира.

На новый авиалайнер уже поступил 191 заказ с возможностью дополнительного заказа 184 самолетов. В числе заказчиков: японская All Nippon Airways, американские Trans State Holdings, SkyWest, Eastern Air Line, а также Air Mandalay из Мьянмы. Кроме того, ведутся переговоры о заказе 32 авиалайнеров компанией Japan Airlines. При этом Mitsubishi Aircraft Corp. было не так легко заинтересовать авиакомпании своим предложением. На мировом рынке региональных реактивных самолетов очень жесткая конкуренция. Авиалайнеру MRJ придется конкурировать с уже зарекомендовавшими себя Embraer E-Jet и Bombardier CRJ700 и CRJ900. Кроме того, под боком у Японии - в Китае - близятся к завершению сразу два проекта по производству региональных реактивных самолетов. Commercial Aircraft Corporation of China уже готовится начать поставки своих ARJ21 вместимостью до 90 пассажиров и разрабатывает еще один авиалайнер - С919 - вместимостью 168 пассажиров.

Несмотря на это, руководство MAC считает, что уже через 20 лет доля японской компании на мировом рынке региональных реактивных самолетов составит 50%. За это время в мире, по оценкам MAC, будет произведено более 5 тыс. таких самолетов. Правда, аналитики, на которых ссылается газета The Wall Street Journal, видят ситуацию несколько иначе. По мнению главы лондонской консалтинговой компании Ascend Flightglobal Consultancy Роба Морриса, MRJ сможет набрать 22% из примерно 4 тыс. заказов по всему миру до 2033 года. И тогда MAC станет второй после Embraer по объему поставок самолетов данной категории за указанный период.

Учитывая высокую конкуренцию, MAC рекламирует свой MRJ как более экологически чистый, более удобный и менее шумный, чем существующие аналоги. Двигатели для MRJ производит компания Pratt & Whitney, и эти двигатели потребляют на 20% меньше горючего, чем двигатели аналогичных моделей других производителей. Удобство MRJ, как утверждает MAC, заключается в более просторном салоне, что обеспечивается переносом багажного отделения в заднюю часть самолета. Цена новых самолетов сравнима с зарубежными аналогами - около $40-50 млн. При этом MAC вложила около $1,8 млрд в разработку MRJ. В числе акционеров проекта MRJ также Toyota Motor и Development Bank of Japan. Правительство Японии не оказывало прямой финансовой поддержки, однако предоставило помощь в научно-исследовательской работе и проведении испытаний.

Алена Миклашевская