При этом туристический бренд должен иметь и некую «потребительскую» составляющую. Под ней подразумеваются особенные сувениры или продукты, которые можно увезти с собой в качестве подарков. Чем, кроме рыбы, славится ДФО, и что мы можем предложить туристам со словами «у вас такого нет!», выясняли корреспонденты «РГ».
Сделано в Китае
Когда речь заходит об оригинальном сугубо приморском производстве, сразу приходят на ум продукция местной кондитерской фабрики и бальзамы уссурийского предприятия. Первая славится известными на всю страну конфетами, которые до недавнего времени носили название «Птичье молоко» (они сделаны не на желатине, а на агар-агаре), да некоторыми новинками - шоколадом с морской солью, например. Спиртные напитки второго созданы на травах уссурийской тайги, а некоторые - на основе вытяжек из морских моллюсков. По крайней мере, все это до недавнего времени привозили приморцы в подарок знакомым в европейскую часть страны.
Однако развитие торговых связей сделало такие презенты неисключительными: сейчас их можно купить во многих субъектах РФ и даже за ее пределами. Автор этих строк лет пять назад привезла бальзам «Остров Русский» знакомым в Австралию, а потом обнаружила там специализированный магазин предприятия, на котором он выпускается.
К слову, всегда хороший подарок - баночка красной икры, но, во-первых, ее не добывают в Приморском крае, хотя и продают, а во-вторых, дальневосточники давно знают, что необъяснимым образом рыбные деликатесы в столице стоят меньше, чем на тихоокеанском побережье.
В Приморье уже не шьют обувь и одежду, не делают игрушки. Старожилы еще помнят фабрику, которая выпускала сувениры именно из дальневосточного «сырья»: маленьких кальмаров, кораллов, панцирей гребешка и мидий. Те же памятные мелочи приморской тематики, что все-таки встречаются в продаже сейчас, произведены в КНР. В Приморье делают лишь печатную продукцию - календари, открытки, блокноты.
- Я однажды спросил китайских партнеров, что им привезти в подарок. Попросили бинокль. Обегал все магазины Владивостока, и везде были бинокли «Made in China». Просто отчаялся, - признается ведущий сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев.
Зато в крае выпускают несколько видов биологически активных добавок, разработанных учеными ДВО РАН. Есть даже уникальные лекарственные препараты, но их не отнесешь к товарам народного потребления.
С решением о формировании территорий опережающего развития появилась робкая информация, что в Приморье возможно создание на них предприятий легкой промышленности, например трикотажных и швейных фабрик. По крайней мере, такое пожелание высказали власти края.
Конфеты вывозу не подлежат
Своеобразие и богатство сахалинской природы нашло отражение в кондитерской отрасли. В регионе более 40 лет производят знаменитое «Птичье молоко», мармелад и другие сладости, в состав которых, как и в Приморье, входит агар-агар. Раньше это ценное сырье выпускал Корсаковский агаровый завод, но предприятие не пережило упадка 1990-х годов. Как рассказали сами кондитеры, сейчас агар-агар поставляется из Чили. Зато все остальные продукты - местные. Это относится не только к молоку или яйцам, но и к диким ягодам, которые растут на склонах местных сопок: бруснике, голубике и клюкве. Их добавляют в конфеты и мармелад.
Особняком стоит редкая ягода красника, называемая также клоповкой за своеобразный запах. Сугубо сахалинский продукт, красника богата витаминами и полезными веществами, и сироп из нее - хороший подарок друзьям из других регионов страны.
За пределы Сахалина необычные кондитерские изделия вывозят нечасто: из-за натурального состава продукции срок ее хранения не превышает месяца.
Необычные сахалинские кондитерские изделия редко вывозят за пределы острова. Из-за натурального состава продукции срок ее хранения не превышает месяца
Другое направление производства - минеральные воды и напитки из них. На острове находятся источники минеральных вод различного химического состава. Продукция поставляется на внутренний рынок, а также экспортируется в соседние регионы Дальнего Востока.
- Кроме того, например, хабаровчанам полюбился наш окрошечный квас, - рассказал руководитель отдела маркетинга компании-производителя Ярослав Звягинцев. - Еще одно ноу-хау - квас, который готовится с добавлением натурального брусничного сока. Храниться он может не более трех месяцев.
И все-таки говорить о Сахалинской области и не сказать о рыбной продукции нельзя. В качестве сувениров на «большую землю» жители островного региона чаще всего везут красную икру. Ведь недаром Сахалин еще в эпоху СССР носил звание «рыбной житницы страны». Знакомые банки с горбушей и сайрой можно найти как в глухой алтайской деревне, так и на полках столичного гастронома. Прибыль от экспорта водных биоресурсов идет второй статьей доходов областного бюджета, следуя за нефтью и газом.
Соя, БАДы и вода
Амурская область тоже мало что может предложить «такого особенного» своим гостям. Это сельскохозяйственный регион. Поэтому главные бренды здесь - мясо, соя и молоко. Причем соя уже прочно завоевала не только российский, но и мировой рынок. Она более чем востребована в Юго-Восточной Азии. Из этой культуры в регионе производят масло, шрот, корма и другую продукцию.
- На базе нашего холдинга построен цех переработки сои, его производительность составит 20 тысяч тонн в год, - говорит руководитель одного из крупнейших предприятий Приамурья, занимающихся производством и переработкой сельхозпродукции, Павел Инюточкин.
Еще одним направлением является производство БАДов и других лекарственных препаратов. Так, одна из благовещенских компаний уже более десяти лет выпускает биологически активные добавки на основе комлей даурской лиственницы. Сейчас здесь планируют производить фармацевтические субстанции, из которых будут делать лекарства.
В Хабаровском крае на основе сои выпускают вкусные напитки «Доктор Сойер», делают соевый творог «Добрыня» - эти продукты с удовольствием покупают в остальных регионах Дальнего Востока, но в западных районах России они мало известны.
И, наверное, самый необычный дальневосточный сувенир увозят из Камчатского края. Помимо традиционной рыбы некоторые гости захватывают с собой… воду из-под крана. Дело в том, что на полуострове она в кипячении не нуждается и просто необыкновенно вкусна.
- Племянник из Москвы приезжал, все напиться ее не мог, - рассказывает житель Петропавловска-Камчатского Василий Латышев. - Так, когда подошло время возвращаться, закатал пару банок - и увез с собой. Сказал, что по праздникам будет Камчатку вспоминать. Жалел, что воздух нельзя увезти…
Вот и получается: главные бренды, которые может предложить богатейший Дальний Восток своим гостям, - это воздух и вода. Бесплатно, во всяком случае.