FT: китайская Anbang Insurance Group пытается повторить стратегию Баффетта

В октябре пекинская Anbang объявила о покупке отеля Waldorf Astoria на Манхэттене за $1,95 млрд и бельгийского страховщика Fidea (сумма не разглашается). По данным южнокорейских СМИ, Anbang рассматривает вопрос о приобретении контролирующей доли в государственном Woori Bank.

Anbang с 3,6%-ной долей рынка занимает 8-е место среди китайских страховщиков. Лидеры - China Life и Ping An контролируют 25 и 14% рынка. В отличие от них бизнес Anbang более разносторонний. Она функционирует как фонд прямых инвестиций: ее главный источник прибыли - инвестиции, а не страховые премии, говорят аналитики.

Модель Уоррена Баффетта, предполагающая использование страховых премий как дешевого источника инвестиций, вызывает восхищение у китайских предпринимателей. Основатель крупнейшей в Китае частной финансово-промышленной группы Fosun Го Гуанчан говорил, что по примеру Баффетта хотел бы трансформировать свой конгломерат в инвестиционную группу. Но в Китае эта стратегия более рисковая, поскольку доходность страхового бизнеса здесь ниже.

Примерно 70% страхования жизни в Китае, по сути, депозиты. Клиент платит лишь раз, а страховщик гарантирует выплату этой суммы и процентов через 5-15 лет. Прибыль от таких продуктов, продаваемых в основном через банки, ничтожна, к тому же страховщикам приходится конкурировать с банками.

«Не понимаю, как они могут быть прибыльными с такими резервами и расходами на поглощения», - недоумевает основатель консалтинговой фирмы Enhance Сэм Рэдван.

В 2013 г. премии от страхования жизни составляли 8% активов Anbang по сравнению с 16% у China Life. Это значит, что для финансирования поглощений она использует акционерный капитал, а не премии.

В апреле Anbang увеличила капитал до $4,9 млрд (у China Life - $4,6 млрд). Руководство Anbang полагает, что копировать стратегию Баффетта ей поможет основатель и председатель совета директоров У Сяохуэй, зять Дэн Сяопина: за счет своих связей он привлекает финансирование госкомпаний. Anbang не раскрывает владельцев. По данным китайских СМИ, она вела переговоры с государственной нефтяной компанией Sinopec и крупнейшим автоконцерном страны SAIC Motor.

FT, 15.10.2014