Затраты Yota Devices на выпуск и рекламу YotaPhone составили $50 млн

Инвестиции Yota Devices в создание глобального бизнеса и двух моделей смартфона YotaPhone составили около $50 млн, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Владислав Мартынов. Это затраты не только на разработку обеих моделей смартфона, но и на создание центров разработки, обучение российских специалистов, организацию сети офисов продаж, а также инвестиции в защиту интеллектуальной собственности (подано более 150 патентных заявок), уточнил он, подчеркнув: в проект вкладывались только частные средства. Госкорпорация «Ростех» - владелец 25,1% Yota Devices - не финансировала ее проекты и не делает этого сейчас, подтвердил представитель «Ростеха» Сергей Кузнецов.

Сейчас YotaPhone продается в 19 странах мира, открыты региональные офисы в Европе, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Китае, Америке.

Прототип первого YotaPhone - смартфона с двумя экранами: обычным и черно-белым на основе технологии e-ink - был анонсирован в марте 2013 г., в продажу смартфон поступил в декабре. За последующие два месяца Yota Devices продала, по собственным данным, 12 000 устройств - частично через салоны Yota и «Евросети», но в основном через свой интернет-магазин. По сравнению с рынком в целом это капля в море: всего в IV квартале 2013 г. россияне приобрели, по оценке МТС (владелец второй по числу точек розничной сети салонов связи), 6,86 млн смартфонов.

Первый YotaPhone ставил целью прощупать рынок, понять, на какого покупателя стоит ориентироваться, объяснял Мартынов «Ведомостям». Сейчас этот аппарат уже не производится, компания распродает остатки, говорит он. Сколько всего этих устройств разошлось и сколько компания смогла на них заработать, он не уточняет.

Смартфоны B-брендов активно продаются в первые три-четыре, максимум шесть месяцев, говорит сотрудник одного из производителей портативной электроники. На первые два-три месяца приходится, как правило, 60-70% продаж, утверждает он. Первый YotaPhone стоил 19 990 руб. Если предположить, что в первые два месяца Yota Devices продала 60% всех аппаратов, разошедшихся за все время, то получается, что всего она могла заработать около 400 млн руб., или примерно $11 млн.

Впрочем, Yota Devices и не рассчитывает быстро окупить инвестиции. На самоокупаемость проект выйдет через год-полтора, ожидает Мартынов.

Новая версия с сенсорным вторым экраном (на основе e-ink) выйдет в ноябре-декабре в России и некоторых странах Европы и Ближнего Востока. Ее цена будет зависеть, по словам Мартынова, от стоимости моделей ведущих мировых производителей, которые появятся к концу 2014 г., - она будет «не выше».

YotaPhone - нишевое устройство в своем ценовом сегменте, его покупатели - это прежде всего «трендсеттеры», пользователи, которые следят за всеми новинками и хотят протестировать их первыми, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. Поэтому главное - не продажи устройства, а тренд, который оно создает на рынке.

Yota Devices начиналась в 2011 г. как подразделение WiMax-оператора «Скартела» по разработке абонентских устройств. Впоследствии она была выделена в самостоятельную компанию, 100% которой получила Wooden Fish Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна. Их же компании Telconet принадлежали 74,9% «Скартела»; остальными 25,1% владел «Ростех»....